Таможенный комитет разочаровался в бизнесменах
Недовольство бизнесменов по поводу введения электронного декларирования показывает, что их слова расходятся с делом, считает зампредседателя Таможенного комитета.
Таможенный комитет недоволен претензиями бизнеса к введению электронного декларирования. Зампредседателя ГТК Сергей Борисюк вспомнил, что именно бизнес является инициатором введения в стране электронного документооборота. Он процитировал лозунги, которые раньше можно было слышать от представителей бизнеса: «хотим электронное декларирование, хотим электронный документооборот, хотим внедрять новые технологии».
Видимо, Сергей Борисюк имел в виду инициативу Национальной платформы бизнеса от союзов предпринимателей, которая из года в год предлагала ввести в стране электронный документооборот.
Электронное декларирование Таможенный комитет начал внедрять в 2008 году. Планировалось, что нововведение позволит минимизировать временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности и оптимизировать численность личного состава.
Сегодня 87% таможенных документов оформляется с помощью электронного декларирования, что составляет около 93% экспортных и 82% импортных поставок.
Однако на этапе внедрения системы от частников вместо благодарности посыпались претензии. По словам ГТК, ведомство испытывало «серьезные препятствия» со стороны частного бизнеса. «Выясняется: нам хотелось бы не так, а вот так», - передал суть претензий в двух словах Сергей Борисюк.
Это заставило зампредседателя ГТК разочароваться в бизнесменах: «Я не хочу делать антирекламу, но зачастую слова нашего бизнеса расходятся с делом. Я не говорю, что во всем. Но ряд моментов формируют негативное отношение к заявлениям с высоких трибун о том, что давайте двигаться вперед все вместе, единым порывом – зачастую это не соответствует действительности».
Благо, вскоре дельцы образумились. «Бизнес понял, бизнес смирился, бизнес почувствовал свою выгоду - теперь никакого административного вмешательства не требуется».
О том, что не нравится частным компаниям в электронном таможенном декларировании, «Ежедневник» попытался спросить у автоперевозчиков. Однако претензий по поводу нововведения мы так и не услышали. Единственное, чем не довольны компании-перевозчики – это тем, что после введения декларирования ничего не поменялось, и решать проблемы никто не торопится.
По мнению представителей компании «Транспорт и логистика», провозглашенная цель внедрения электронного декларирования – сокращение времени прохождения границы – осталась недостигнутой. «Как очереди были, так и есть, как был сезонный фактор, так и сохранился», - говорят представители компании.
Изменилась лишь процедура, которую раньше выполняли сами таможенники, а теперь документы заполняют так называемые «декларанты» - в большинстве случаев это представители Белтаможсервиса.
Поэтому, по мнению бизнеса, жить стало легче только самим таможенникам, которые одну из своих обязанностей передали другим. «Для нас, перевозчиков, жизнь немного усложнилась, - сказали в ООО «Транспорт и логистика». – Раньше получил документы, приехал на границу, стал в очередь и жди оформления. Теперь же тебе нужно проходить все те же службы: транспортный ветеринарный, санитарный, пограничный и таможенный контроль, плюс – Белтаможсервис».
Ежедневник (Беларусь)