Развитие интермодальных перевозок
Транспортная инфраструктура развитого государства немыслима без смешанных перевозок. Они используются на всех маршрутах. Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов от изготовителя к потребителю по варианту «от двери до двери» привели к интегрированию транспортных систем. Подобные смешанные перевозки получили название интермодальных или мультимодальных. Грузоперевозки на данный момент являются самым востребованным среди потенциальных заказчиков видом транспортно-логистических услуг, а особенно когда речь идет о международных направлениях.
При организации интермодальных перевозок приходится решать массу коммерческо-правовых, финансово-экономических, организационно-технических вопросов. Под интермодальной подразумевают систему доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
В Вильнюсе обсуждалась возможность учреждения региональной Южнобалтийской ассоциации, в которую вошли бы представители научной организации, исследователи, представители других администраций. Представленный проект положения ассоциации одобрили представители Швеции, Германии и России.
В области сотрудничества регионов Балтийского моря глобализация заставляет перейти от моносекторной к мультисекторной кооперации. В отношении транспортно-логистических систем это означает переход к транснациональным цепочкам: производитель – коммуникация (информационные технологии, исследования) – транспортировка – дистрибуция и их развитие. Один из важнейших факторов успеха в формировании таких цепочек – это эффективное сотрудничество бизнес-структур, научных и административных учреждений. Понятно, что эффективность сотрудничества достигается нелегко, поскольку в формировании транснациональных звеньев и дистрибуции невозможно избежать вызовов, обусловленных интересами отдельных участников процесса региональной кооперации.
Важнейшими вызовами, связанными с конфликтами интересов в регионе Балтийского моря, являются следующие:
конфликты интересов между отдельными видами транспорта;
конкуренция между отдельными транспортно-дистрибуционными звеньями;
разные интересы отдельных государств (или их регионов) Балтийского моря.
Как в определенном масштабе можно было согласовать разные интересы, показало успешное сотрудничество представителей бизнеса Швеции, Дании, Литвы, а также представителей науки и региональных администраций в ходе подготовки стратегии коридора Восток-Запад в южной части Балтийского моря 2006-2008 гг. и плана совместных действий на 2008-2013 гг. в рамках программы INTERREG III B. Этот проект получил высокую оценку в международном масштабе, поэтому к нему присоединиться пожелали и партнеры из Германии. Поскольку проект Восток-Запад направлен на повышение общей конкурентной способности в регионе Балтийского моря на международных рынках, а также чтобы смягчить последствия экономического кризиса, постольку понятно, что реализация этого проекта может и должна получить помощь из фондов ЕС.
При подготовке заявки на финансирование ЕС в Литве собрались представители железных дорог Литвы, Швеции, России (Калининградской области) и Германии, а также представители дорожных, портовых, экспедиционных компаний и университетов.
На этой встрече партнеры по проекту по существу договорились о целях и основных мероприятиях проекта, действиях, которые будут осуществляться в ближайшие три года. Была достигнута договоренность, что транспортный коридор Восток-Запад будет расширяться как зеленый транспортный коридор, при этом приоритет будет отдаваться мероприятиям, связанным с окружающей средой, со смежными видами транспорта, а также возможностью более широко использовать современные информационные технологии. В проекте важное внимание будет уделяться развитию интермодальных транспортных узлов этого коридора.
Говоря о партнерах Литвы и их проектах, можно упомянуть, что Клайпедский порт намечает дальнейшее развитие своих технологических мощностей и функций логистики в рамках этого проекта. Создание и развитие на суше комплексных общественных центров логистики в Каунасе и Вильнюсе также включено в проектные предложения. По предложению железных дорог Литвы будет развиваться система челночных поездов. Дирекция автомобильных дорог совместно со Шведской национальной дирекцией дорог будет и впредь развивать ITS в рамках этого проекта.
Более детально обсуждать эти планы можно будет тогда, когда заявка коридора Восток-Запад будет представлена секретариату INTERREG IV, потому что на нынешнем этапе подготовки заявки все партнеры должны соблюдать определенную конфиденциальность.
Литовский курьер; 22.01.09