Начальник Владимирской таможни рассказал о внешней торговле в период санкций
20 апреля исполнилось ровно 30 лет Владимирской таможне. Изначально зоной ее ответственности был только регион-33, а штатная численность составляла всего 21 человека.
Сейчас Владимирская таможня по своей деятельности отвечает не только за нашу, но и за Ивановскую, Ярославскую и Костромскую области (общая площадь этой «зоны ответственности» - 145 тысяч квадратных километров!), в ее штате - 376 сотрудников (из них 42% - представительницы прекрасного пола). Причем, некоторые, можно сказать, стояли «у истоков»: треть всех служащих трудится в таможенных органах больше 20 лет, а некоторые — почти 30, как, например, Ольга Александровна Большакова, Алексей Руфимович Старов, Михаил Павлович Князев, Сергей Борисович Знаменский, а больше трех десятилетий - Марина Витальевна Рахмангулова. Пятая часть сотрудников — это молодежь в возрасте до 35 лет.
Многолетняя реформа ФТС поэтапно продолжается. Укрупнение таможен, создание Центров электронного декларирования, новая технология подачи деклараций участниками ВЭД были призваны снизить временные и финансовые затраты компаний и, конечно, коррупционные риски. То есть все это время заводы как работали, так и работают, товары как завозились (вывозились), так и завозятся (вывозятся).
Накануне большого юбилея Владимирской таможни мы встретились с ее начальником Павлом Павловым, чтобы обсудить успехи ведомства (Владимирская таможня неоднократно признавалась лучшей в ЦФО) и, конечно, выяснить, как у нас обстоят дела с внешней торговлей сейчас, в период беспрецедентного санкционного давления.
Павел Михайлович, сейчас даже аполитичные люди внимательно следят за новостями и знают, что есть нормативные новации для защиты отечественного рынка, чтобы не допустить дефицит и т.п. Какие из них самые важные по части таможни? И какие вообще тренды вы сейчас наблюдаете?
Давайте по порядку. Сначала о важных новациях. Уже сейчас решением Евразийской экономической комиссии на полгода обнулены или снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении примерно1000 товарных позиций. В результате бизнес сэкономит порядка 200 миллиардов рублей. В списке предметы первой необходимости, продукты питания, одежда, запчасти, сырье, оборудование и т. д. По комплектующим, сырью - это очень важное решение для региона. У нас достаточно много предприятия, работающих на импортном оборудовании и с использованием импортного сырья. Для них это важная — ощутимая мера поддержки.
Что касается трендов, то пока рано делать оценки. Статистика по внешнеторговому обороту формируется на 70-й день после окончания периода. То есть про показатели марта мы узнаем в июне — и тогда сможем их проанализировать. Можно сказать, что в первый месяц специальной операции и санкций, новых экономических условий были определенные проблемы с логистикой, с работой экспедиторов при перевозке товаров в контейнерах. Части участников ВЭД пришлось экстренно перестраивать систему доставки грузов или вывоза готовой продукции. Кто-то обратился к новым поставщикам и новым рынкам. Сложнее тем, кто был ориентирован только на рынок Европы.
Но не всем? Знаю одно производство, директор которого, вынужденно сменив поставщика сырья с европейского на иранского, сейчас жалеет, что не пыталась сделать это раньше, поскольку качество иранского оказалось великолепным...
Такие примеры тоже есть. Но в основном в первый месяц компании, торговавшие с ЕС, снижали свою активность. В том числе из-за волатильности курса рубля, все контракты до сих пор были в валюте, а люди не были готовы работать по курсу за сто с лишним рублей за доллар. Но курс стабилизировался, и сейчас бизнес постепенно оживает. Пока не могу сказать, велика ли доля компаний, кто уже перешел на партнеров из Китая, Индии, Ирана и т. д. Нужно понимать, что с 2014 года мы жили и работали под санкциями, затем началась пандемия и — из-за всех локдаунов и снижения покупательского спроса - сказалась на состоянии экономики. Снижались объемы товарооборота. И сейчас мы в январе-феврале этого года дошли до уровня 2014 года. А теперь — новые санкции. На данный момент контуры условий, в которых мы будем работать, проявились. Правительство принимает серьезные решения по поддержке экономики и наполнению внутреннего рынка товарами повседневного спроса.
Как, по-вашему, могут выходить из ситуации предприятия, у которых какой-то вид сырья — уникальный и производится только в какой-то из недружественных стран? Нам не хочется, чтобы серьезные производители закрылись... Для них есть выход или их уход — вопрос времени?
Вы правы, для нас важно сохранить производственные процессы и рабочие места. Уникальное сырье действительно бывает. Насколько я в курсе, участники рынка сейчас думают о вариантах. Навскидку, можно организовать поставки через третьи страны. Или через партнерские компании в странах, соблюдающих нейтральную или дружественную к России позицию. Это, конечно, сложная история, потому что логистика обойдется дороже, чем при прямых поставках. Но - нет непреодолимых трудностей. Тем более тем, кто производит это уникальное сырье тоже надо сохранить свой рынок сбыта и продать свой товар, чтобы была возможность развиваться дальше и платить зарплату своим сотрудникам. Так что покупателям уникального товара сложно заменить поставщика, но и поставщику уникального товара сложно найти альтернативного покупателя на те же объемы. Цепочки экономических связей нарабатывались годами, их непросто разорвать. Да и незачем. Все хотят работать на самом деле. Другой вопрос, что нам сейчас необходимо не только сохранить по возможности действующие экономические связи и наладить новые, но и сосредоточиться на более глубоком производстве на своей территории. Всегда лучше, надежнее и выгоднее производить готовый продукт, а не сырье или комплектующие к нему. Это технологии, это рост добавленной стоимости и та самая товарная независимость. К этому мы в итоге и пойдем.
Правительство уже ввело ограничения на экспорт ряда товаров. По-поводу чего конкретно уже решено, что, условно, «сами все съедим»?
Есть запрет на вывоз некоторых видов сырья, товаров, оборудования. В частности запрещено перемещение пшеницы в недружественные страны, шрота подсолнечника, введены квоты на растительное масло... Не будут вывозиться оборудование и материалы, связанные с медициной. Перечень и по другим отраслям довольно объемный. Дальше посмотрим, какие будут решения.
В преддверии юбилея давайте все же к позитивному. Мы, СМИ, лучше всего помним самые милые «товары», которые оформлялись на наших постах: оленей, коня клейдесдаля и т. п. А в этом сезоне был кто-то подобный?
Два попугая жако. Сами решите, насколько это необычно. Птицы прекрасно перенесли перевозку. Их привезли из Алжира, кстати, абсолютно легально, со всеми необходимыми разрешениями и документами.
Кстати, разрешение параллельного импорта — насколько оно опасно с точки зрения появления контрафакта в РФ?
Давайте сначала обозначим, что такое параллельный импорт. Это легальный ввоз товаров на территорию РФ, но - минуя официальных дистрибьюторов с разрешением от производителей этих товаров. То есть это нормальные, настоящие, качественные товары определенных брендов. Говоря про риски, вы подразумеваете, что по такой схеме могут ввозить подделки сомнительного качества, верно? Не могут. Соответствие нормам безопасности ввозимой продукции, ее проверки — как раз наша зона ответственности.
То есть если ввезут 500 брендовых сумок не отдистрибьютора, вы проверите каждую? Но это огромная работа!
Проверим каждую. Да, работа огромная. Но мы ее выполняем. Например, обувь — товар, подлежащий обязательной маркировке специальными идентификационными знаками. Промаркирована должна быть каждая пара. Так что мы во время досмотра каждую пару сканируем.
Даже если там 10 тысяч пар?
Даже если там 100 тысяч пар. Справимся. У нас много и других задач, не менее объемных.
Языком цифр: Внешнеторговый оборот Владимирской области в прошлом году составил чуть менее 2 миллиардов 900 тысяч долларов США.
В результате таможенного контроля выявлено: больше 4 тысяч единиц контрафакта, 1522 пачки сигарет и табака и больше 400 кг продуктов питания без обязательной маркировки, в том числе 85 кг «санкционной» продукции. В основном нарушители отвечают по административному законодательству, но есть и уголовные дела, причем три из них - по ст. 226.1 УК РФ - 3 (Контрабанда стратегически важных ресурсов – лес).