13.01.09

Инструкция по выживанию

Перспектива развития российского рынка контейнерных перевозок в 2009 – 2010 годах будет в значительной степени определяться воздействием мирового финансового кризиса. Прямым его следствием станет снижение динамики внешнеторговых грузопотоков на фоне кризиса ликвидности и сокращения платёжеспособного спроса.

Финансовый кризис в стране, постепенно перерастающий в общеэкономический, привёл к значительному снижению объёмов грузоперевозок железнодорожным транспортом. Клиенты железнодорожных экспедиторских компаний из строительного, металлургического и сырьевого комплексов в значительной мере сократили объёмы транспортировки, а в некоторых случаях вовсе их прекратили.

Пока ещё перевозятся грузы клиентов, осуществляющих торговлю товарами повседневного спроса. В первую очередь продуктами питания. Но никто из них не может предоставить информацию об объёмах перевозок на предстоящий месяц или квартал, поскольку продажи отдельных видов продовольственных товаров сокращаются в связи с падающим уровнем платёжеспособности населения.

Такая ситуация требует концентрации на клиентах, чьи товары пользуются первостепенным спросом у населения. При этом с рынка уходят экспедиторы, которые в течение последнего времени показывали невысокое качество предоставляемых услуг в области железнодорожных перевозок. А также компании-операторы, которые не имеют в достаточном количестве оборотных средств для предоставления клиентам отсрочки платежа за перевозки продукции.

Антикризисные мероприятия логистических операторов должны в первую очередь относиться к организации работы сотрудников и отделов внутри предприятия, во вторую – к вопросам взаимодействия компании-оператора с клиентами и перевозчиками.

В частности, в транспортно-экспедиционном подразделении нашей компанией была проведена полная ревизия своей собственной базы проверенных перевозчиков и базы транспортных средств, откорректированы зоны их деятельности, типы и параметры автомобилей и прицепов, ставки и маршруты, по которым они ездят, проверены страховки, были перезаключены и внесены корректировки в договоры.

В компании дополнительно создан отдел по работе с перевозчиками, куда приходит вся информация о свободных машинах. Она сразу же размещается на стенде прямо перед менеджерами, и заказ отрабатывается почти моментально. В условиях кризиса необходимо значительно чаще, один раз в неделю, анализировать рыночные ставки по маршрутам, что позволяет оперативно определять текущие ставки подрядчиков и ориентироваться на минимальные тарифы.

Ценовая политика нашей компании и система формирования ставок клиентам в связи с кризисом претерпели изменения. Рекомендуется ввести серьёзное ограничение (заградительная норма дохода) на своё экспедиторское вознаграждение, сознательно ограничив до минимума доход от каждого заказа.

Должны быть внесены изменения в мотивацию менеджеров, отвечающих за поиск транспорта и выполнение заказа. Основной упор следует делать не на доход, а на количество принятых и выполненных заказов.

Можно предложить некоторые решения и в складской логистике. Например, если клиент принял решение о переезде на склад оператора, но откладывает его по техническим или каким-то другим причинам, можно предложить ему оплатить себестоимость зарезервированной за ним площади до фактического заезда в обмен на зафиксированные ставки по будущей обработке его грузов. Другими словами, клиент компенсирует стоимость аренды зарезервированной под него площади, но без какой-либо наценки.

Это выгодно клиенту, поскольку он фиксирует ставки на складское обслуживание в рублях, которые возрастут из-за инфляции и девальвации рубля после Нового года. Это также выгодно складскому оператору, который компенсирует свой расход на аренду, точно знает, что через определённое время клиент заедет, и, соответственно, может планировать свой денежный поток.

Некоторым клиентам, которым требуется специфическое дополнительное дооснащение склада, можно предложить собственное финансирование таких работ в счёт будущих взаиморасчётов. Другими словами, мы сегодня за свой счёт делаем дооснащение склада, а потом по договорённости с клиентом в течение определённого времени получаем от него компенсацию наших расходов.

Предоставление логистическим оператором различных услуг не только по отдельности, но и в комплексе, по принципу «одного окна», значительно упрощает работу и взаимодействие различных отделов клиента с одним юридическим лицом. Другими словами, трудозатраты у подразделений клиента (а это логисты, бухгалтеры, финансисты, юристы) при работе с одним лицом будут значительно меньше, чем при работе с многочисленными подрядчиками.

«Гудок», 13.01.2009