10.12.13

Есть ли будущее у приграничной барахолки?

Альтернативой хаотичной алматинской барахолке может стать Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»

Для этого в приграничной с Китаем зоне еще десять лет назад были выделены 528 гектаров земли, большую часть из которых должны были застроить китайцы. Причем Центр планируют сделать не только огромным рынком, но и приграничной платформой по развитию логистического бизнеса и индустрии, то есть хабом.

«Если проще, это консолидация автомобильных, железнодорожных дорог, так называемый сухой порт, узел, логистическая зона, где расположены фабрики, заводы, торговые центры, гостиницы, в планах даже построить тут аэропорт», - поясняет начальник местной железнодорожной станции «Алтынколь» Вячеслав Миронов.

Станцию открыли год назад, когда было завершено строительство новой железнодорожной ветки Жетыгень–Алтынколь. В этом году через нее уже прошло полтора миллиона грузов, подобная станция «Достык» таких темпов достигла через четыре года. Сам центр полностью будет запущен в 2018 году.

Сейчас открыты вокзал, пропускной пограничный пункт, все коммунальные сети. С китайской стороны построены три торговых дома, гостиница и бизнес-центр.

«С нашей стороны идет очень активное освоение центра, планируется, что сюда переселятся до двух миллионов наших сограждан», - говорит главный управляющий торгового центра Ивань Син.

«Строительством занимаются все провинции Китая, в этом году нужно было от каждого региона вложить инвестиций до 600 млн. долларов. Уже сейчас товарный оборот только одного магазина составляет 45 тыс. юаней в сутки. Но это только начало, темпы могли быть и больше, если бы предприниматели были активнее, насколько я знаю, у ваших бизнесменов возникают проблемы на таможне при перевозке крупных грузов», - добавил он.

Сейчас казахстанцы без оформления визы могут пребывать в центре в течение дня, также от таможенных сборов освобождаются те, кто перевозит до 1500 евро и 50 кг товаров. Разнообразного ассортимента товаров, как в Пекине, на «Хоргосе» пока нет: одежда, мебель, игрушки, оргтехника, косметика, постельные принадлежности, продукты и напитки, автомобильные аксессуары. Однако цены намного ниже.

Детскую обувь можно купить за тысячу тенге, шубу – за 40 тыс., сотовый телефон - за 5 тыс., пуховое одело за 2 тыс., автомобильные шины за 6 тыс., столько же стоит и комплект автомобильных чехлов. Продажа идет как в юанях, так и в тенге. Продавцы довольно сносно говорят на казахском и русском языках. С апреля центр посетило 13 тыс. человек, в день это порядка двухсот посетителей.

«Казахстанских бутиков почти нет, но чтобы сюда ехать, нужно что-то построить»,- говорит директор ТОО «Агропроект» Александр Молодых, редкий казахстанский продавец. В Китай везет сувениры, дубленки, валенки, пальто. «Нужны крупные инвесторы, мы средний и малый бизнес возводить гостиницы и торговые центры не можем. Пока арендуем площади на китайской стороне, хотелось бы, чтобы поскорее заработали наши», - добавляет предприниматель.

Активным поиском инвесторов сейчас занимается казахстанская сторона. Только за год здесь уже побывали 100 инвесторов из ОАЭ, Сингапура, СНГ, Европы, Индии, Кореи. Но из 111 инвестиционных объектов реальные договора заключены только по 22. «100 лет назад город Жаркент строился как купеческий, это место было историческим центром приграничной торговли, еще со времен Великого Шелкового пути, сейчас мы возвращаемся к истокам. Это будет второй Гонконг, Сингапур, если хотите», - заверяет начальник новой железнодорожной станции «Алтынколь» Вячеслав Миронов.

Однако предприниматели пока не торопятся менять проверенные пути доставки, большинство предпочитают ездить за товаром в Китай через автомобильный пост «Хоргос» и железнодорожный «Достык». Бизнесмены, как известно, не любят радикальных перемен. Поэтому ранее 2018 года о «Хоргосе», как о цивилизованной альтернативе алматинской барахолке говорить рано, но масштабы ее развития очень перспективны.

Добраться сюда можно на автомобиле и поезде, стоимость билета от 762 тенге.

Капитал.kz